Приветствую Вас, Гость

Высокинская летопись

Прошло время более 100 лет, как возникла жизнь в селе Высоком на южном берегу реки Большой Иргиз. Но историю о жизни этого села никто не догадался написать, а ведь это для молодого поколения жителей села Высокого интересно знать". Так начал свою летопись, которую назвал "История возникновения жизни в селе Высоком", бывший житель этого села Черемисов Иван Никонович. Умер он в 1958 году. Его "Летопись", которая уложилась в 54 листа общей тетради, досталась дочери Черемисова - Александре Ивановне Косыгиной (ныне покойная) работала уборщицей в медпункте села Высокого. Она передала ее на хранение нынешнему настоятелю Михайло-Архангельской церкви, игумену Владимиру, в миру Владимиру Ивановичу Наумову. Редакция благодарит их за предоставленную возможность познакомиться и опубликовать этот рукописный материал об истории одного из сел нашего района. Мы уверены, что эта летопись будет интересна не только жителям села Высокого, во и всем жителям района, так как она воссоздает характерную картину уклада жизни крестьян дореволюционных лет в нашем крае. "Церковнослужители священник Леонид Побреин и диакон Быстров Алексей Михайлович при церкви вели книгу "Летопись", куда записывали важные происшествия в с. Высоком за истекший год. А именно: повальные заразные болезни? холера, тиф, черная оспа и т. д. Книга эта - летопись и подворная книга жителей села Высокого находились при церкви села Высокого совместно с книгами для богослужения-Евангелия, книга. <Апостолы", часослов и др. ", пишет И. Н. Черемисов. (Орфография и пунктуация частично соблюдены. В дальнейшем, когда работал с материалом (Ю. Павлов), пришлось для удобства читателей внести небольшую поправку. Но в целом материал написан - грамотно, чувствовалось, сам составитель летописи и авторы источников, которыми он пользовался, были люди для своего времени просвещенными, обладали хорошей наблюдательностью, умением вести повествование). Дальнейшее изложение материала ведется лица автора-Ивана Никоновича Черемисова. Для удобства читателей "летопись" разбита на подзаголовки. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей ее первую часть, названную "Истоки". И еще. Редакция надеется, что с опубликованием материалов об истории села Высокого, найдутся свои "летописи" и "летописцы" в других селах нашего района, рассказы которых будут так ценны для создающегося краеведческого музея нашего района.

И. ЧЕРЕМИСОВ.

1. Истоки

В 1921 и 1922 году я работал секретарем волостного комитета крестьянской взаимопомощи (Вол. ККОВ). А председателем волостного ККОВ был Черников Егор Лаврентьевич. Заместителем-Лыков Самуил Федорович. Председателем Высокинского волостного исполкома работал Розов Гаврила Михайлович. По распоряжению уездной власти была создана комиссия по выявлению золота, серебра и других ценностей, находящихся при церкви села Высокого, на предмет сдачи этих ценностей государству. Взамен нашему селу высылали кукурузные зерна, которые скупали за границей. В эту комиссию был введен и я, как член ККОВ, как демобилизованный красноармеец-бедняк. В церкви комиссия нашла ценности: один большой позолоченный настольный крест, серебрянных крестов 5 штук. Книга "Апостолы" с обложкой, облитой золотом, 2 книги с таким же названием под серебром, сосуды для причастия- один позолоченный и два серебряных, три позолоченных ложечки для причастия, венцы с позолотой-три пары и тому подобные вещи. Все ценности, которые были изъяты у церкви, переданы по акту уполномоченному Пугачевского уисполкома. А на апрель 1922 года село Высокое получило кукурузы зерном по 20 фунтов на живую душу. Когда мы пересматривали книги в церкви, мне под руку попала книга "Летопись". Я" заинтересовался ею. Священник Пономарев Николай не возражал, чтобы я взял на время эту книгу. После освобождения от крепостного права беднота Воронежской губернии стала организовываться группами для вольного поселения на неосвоенные земли. Среди них был и мой прадед-Черемисов Мирон Михайлович. Собралось до сотни хозяйств. Избрали ходоков (уполномоченных) и снабдили их документами и деньгами на дорогу-по 3 рубля со двора. Ваяв решение у воронежского губернатора, они пошли на восход, к Сибири. Ходоки были ребята грамотные. Много прошли сел и городов. Расспрашивали о жизни крестьян, о свободных и необжитых землях. Так добрались до города Самары. На Хлебной площади они увидели, сколько много хлеба привозят крестьяне на рынок. Ходоки стали выяснять, из каких сел привезен хлеб, как живут. В это время там было много с зерном пестравчан. Они, oконечно, стали нахваливать свою местность и природные условия жизни. Тогда ходоки приняли решение, остановиться в Самарской губернии. На следующий день они явились к местному губернатору, предъявив документы на вольное - поселение. Тот посмотрел их и дал разрешение ехать в Николаевский уезд, в степь, за реку Большой Иргиз. Он имел в виду свободный участок земли бывшей графини Нечаевой, который в то время равнялся 22000 казенных десятин. Ходоки добрались до села Пестравки, посмотрели в натуральном виде, как живут крестьяне. Затем они перебрались на южный берег реки Большой Иргиз, где в 5 верстах от Пестравки была расположена деревня Нечаевка. Ее жители показали ходокам свободный земельный участок с юга от речек Осиновки и Овсянки. Он располагался в 10 верстах от Нечаевки. Участок ходокам 'понравился. Они облюбовали для поселения самый высокий холя на берегу реки Овсянки, дав отсюда и название будущей деревне - "Высокое". Произошло это событие в 1843 году. Новоселы дружно взялись за обработку земли. Получили хороший урожай хлебов. Сенокосы вокруг деревни были славные. Как говорили высоковцы острецы доходили в колено высоты. Привольно жилось высоковцам на этой земле. Беда пришла через пять лет. Река Овсянка, где поселились воронежцы, была не проточной. В летнее время вода в ней портилась, отчего возникали заразные заболевания. На людей наваливались то брюшной тиф, то холера. Болезни выкашивали народ. У населения возник вопрос о переселении на новое место жительство. В 1850 году губернские власти такое разрешение дали. Местом переселения была названа деревня Нечаевка на южном берегу Иргиза. Однако, при условии, ч чтобы жители Нечаевки и Высокого приняли участие на своем тягле перевозить стройматериалы для постройки в деревне Нечаевке церкви. Крестьяне согласились на это, выдвинув встречное требование, что эту работу будут производить только в зимний период. Летнее время им было необходимо для переселения и проведения полевых работ. На том и сошлись. Волостным властям - земскому начальнику, старшине было поручено нанять строителей церкви из числа местных жителей. Но средств для этих целей было отпущено недостаточно. Тогда они уполномочили 10 человек пройти по соседним селам и деревням, с тем, чтобы собрать пожертвования на постройку церкви. Уполномоченные отнеслись к поручению добросовестно и собрали 1500 пудов пшеницы и до 1000 рублей наличных денег. И вот 8 ноября 1853 года на праздник- Михайлов день было назначено грандиозное богослужение по открытию церкви в деревне Нечаевке. На богослужении присутствовали архиерей и благочинный, земской начальник, старшина и другие начальствующие лица. Архиерей в своем выступлении заявил, что с сегодняшнего дня вновь построенная церковь будет носить название "Михайло - Архангельская" с престольным праздником Михайловым днем 8 ноября ежегодно. А земской начальник сказал, что со дня открытия церкви в Нечаевке название деревни отменяется, и она переименовывается в село Высокое .

2. СТАНОВЛЕНИЕ

Так с 8 ноября 1853 года и началась новая жизнь крестьян села Высокого. Природные условия были хорошие. Вода в реке Большой Иргиз проточная, мягкая. Водилось рыбы много всякой: судак, лещ, окунь, ерш, линь и красноперка. По обе стороны села- низменность и луга заливные до 2000 казенных десятин. На восход за селом начинался кустарник, который на второй версте переходил в лес. А в 4-х верстах-Нечаев лес в 300 казенных десятин с озером Нечаеве. В нем водились сазаны черные, бурые и желтые Рыбы ловили кому сколько нужно. В лесу много было терна, черемухи и ягоды. В 5 километрах-большой лес под Пестравкой в 100 казенных десятин. Здесь же за селом Высоким был закреплен земельный участок в 22 тысячи десятин. Он граничил с речками Овсянкой и Осиновкой. Ширина земельного участка-12 верст, а длина-22 версты (со слов стариков). Первые годы высоковцы дележ земли не проводили. Пахали, сеяли и сенокосничали, кому, где и сколько вздумается. Но такая жизнь длилась недолго. Царская власть решила разгрузить население центральных губерний России. Первыми прибыли в село Высокое переселенцы из города Богородска. Они образовали 60 дворов и заняли целую улицу, назвав ее Богородской. Вслед за ними прибыли 50 дворов из Тамбовской губернии и появилась улица Томбаса. Еще 50 дворов заселились с Украины. Улицу назвали Хохладчина. Затем стали поступать мелкие группы переселенцев в большинстве своем мещане, кустари и ремесленники. Мещане взялись за торговлю товарами первой необходимости. 11 зажили они очень крепко, так как получали с населения барыши не рубль на рубль, а копеечка на копеечку. Скоро население села Высокого разрослось до 500 дворов. Власти решили произвести раздел земли. За основу наделения землей взяли: на одну мужскую душу в семье- одна ревизская Душа земли, Всего по селу Высокому за крестьянами было закреплено 1000 ревизских душ. На них волостная власть стала начислять подати -денежный налог до 10 рублей на ревизскую душу. С этого времени мужики решили: разрезать землю столбами шириной по 100 и 200 сажен, а длина их 12 верст от Овсянки до Суходола. Участок земли делился на три части: одна-по душам для вспашки и посева яровых культур, вторая- под пастбище для скота, третья-под сенокосные угодья. Из общего земельного участка общество выделило 100 десятин казенной меры для священослужащих. Такой "се участок под бахчи, где на крестьянскую душу 2-3 саженя. А для посадки картофеля в лугах -по сажени на ревизскую душу. Кроме этого, на берегу реки Большой Иргиз по 20-40 квадратных саженей на семью под капусту. Первые годы пахать на целинных землях было трудно. Сельхозинвентарь был примитивный: деревянные плуги с железным лемехом (делали местные кузнецы), деревянные бороны с зубьями из железа. Позже появились оралы, с помощью которых пахали на глубину 4-6 вершков. В плуг впрягали от 4 до 6 лошадей или пять быков. Сеяли сорта пшеницы "Белотурку", "Русак", и многие другие зерновые культуры. Лен засевали на волокно. Земля давала неплохой урожай. В благоприятные годы получали 200 пулов хлеба с десятины (40 килограммов на 100 сажен). Высоковцы всегда жили с запасцем хлеба на 1-8 года. Скота держали много. Коров до 5 и больше голов. Овец самый бедный крестьянин имел до 5 голов, а крепкие семьи-по 30-40. Всего в селе насчитывалось в ту пору 8 стад овец и 5 стад коров. Гулевой рогатый скот насчитывал до 1000 голов. Шерсть с овечек шла на изготовление валяной обуви, пряжи. Вырабатывали сукно для одежи, шили зипуны, жакеты (сюртуки, короткие пиджаки). Белую шерсть женщины красили краской (куксином) и на ткацких станках ткали холсты для юбок. Для нижнего белья и верхнего платья шел лен. Фабричной мануфактуры покупали мало и из нее делали одежу только для праздника. Для зимней одежки кустари выделывали овчину и шили шубы с тулупами. Летней рабочей обувью для всех исключительно были лапти. Их плели из лыка липы. Сапоги и сапожки имели только для праздничного выхода. Справить сапоги кожаные-надо 6 рублей, на женские полусапожки -3, 5 рубля. Лапти же стоили 20-25 копеек за пару. Хлеб возили продавать в Самару. Был он тогда дешевый: 55-60 копеек за пуд. Если кто продал за 62 копейки, завидовали дорого продал. Хорошую проездную лошадку можно было купить за 70 рублей, а обыкновенную рабочую-рублей за 25-40. Корова с молоком стоила 25-35 рублей, овечка- 4-5 рублей. Сукно для пальто-3 рубля аршин. Сатин-20-25 копеек за аршин, ситец-13 копеек, трико для штанов- 15, картуз суконный - 1 рубль. Сахар рафинад-14 копеек фунт, вино 40 градусов-42 копейки бутылка.

3. КТО ХВАТ, ТОТ И БОГАТ

Все вроде казалось-дешево, а труд крестьянина был еще дешевле. Мужчина, работающий на вывозке навоза от восхода до зари, получал за свой труд 25 копеек. А женщина, что накладывала навоз на дрожки-15 копеек. Работник нанимался к богачу за 90-100 рублей в год. Работал он день и ночь без выходных. Горька была участь батрака. Хозяин и ругал его, и драл кнутом, а пожаловаться было некому. Бедняку с одной лошаденкой вспахать 1 - 1,6 десятины не удавалось. А семья, как правило, 6-7 человек. Брал он бутылку и шел на поклон к зажиточному мужику. Тот выпьет, покуражится над просящим и выдаст ему пудов 16 зерна под посев. Условия кабальные: по снятии нового урожая отдать ему 18 пудов. Кроме того, выговорит кулак денька на три, чтобы навозил у него должник навоз на поля. Чем дальше шли годы, тем все больше разделялось население села Высокого на богатых и бедных. Через 40- 50 лет со дня образования села одна треть всех жителей села стала зажиточной и применяла наемный труд с целью наживы. Первые годы трудно было запасать корм на зиму для скота. Сено косили ручными косами, а много ли его накосишь, если во дворе много скотины? Первые сенокосилки, лобогрейки жнейки и самоскидки стали появляться на полях с 1880 года. Все эти машины завозили к. нам американцы, а наш царь-государь только вино и вырабатывал. Виды рожковые и те за границей покупали. К 1880 году село Высокое стало неузнаваемым: одна треть населения осталась жить в старых избах и землянках, а две трети перешли в новые деревянные дома с парадными крыльцами и тесовыми воротами. В Высоком открылось до 10 бакалейно-галантерейных лавок, столько же ветряных мельниц. Они мололи на 6 камнях, один камень был закреплен за высоковцами. Население Высокого достигло 5000 душ, так как семьи были большие. Так, 6 братьев Наумовых (Михайловых) жили вместе и имели семью из 42 человек. Грудистовы -40 человек, а по 20 человек в семье дело было обычное. Взять хотя бы еще семью Нагаевых- 32 человека Лыковых- 30 человек. Да еще работников нанимали, так и раздували, свои хозяйства. Очень зажиточно жили в то время Ульянкины, 3отовы, Тушины, Прокопов Данил, Кривошеевы, Кузьмины Иван и Осип, Касьянова Меланья, Рогожин Илья, Бритиков Ефрем, Лизунов Михаил Андреевич, братья Егор и Алексей Черниковы, а также С. П. Кожевников были полупомещики, держали работников до 20 человек.

4. ВЫСОКИНСКИЕ "УНИВЕРСИТЕТЫ"

Царское правительство мало заботилось о просвещении населения. В Высоком небольшая школа были при церкви. Она находилась в сторожке, где в одной из комнат проходило крещение новорожденных, а другую отвели под класс, где обучалось 15-20 детей кулаков и зажиточных крестьян. Остальные дети нигде не учились. Правда, случалось, нанимал кто-то из крестьян грамотного человека научить ребенка хотя бы славянскому языку. Этим занимался часто Данила Антипович Уваров. Он набирал в зиму группу ребятишек человек в 10 и научал их славянской азбуке. Но это была капля в море. Жителей Высокого такое положение не устраивало. С согласия местного священника они возбудили ходатайство перед земством и архиереем об открытии в Высоком школы. Оно было удовлетворено, и в 1891 году школа до 4-х классов обучения стала работать. Вместе с церковно-приходской школой было охвачено обучением грамоте 250 человек. В земской школе занятия вел мирской учитель, в церковно-приходской-отец дьякон. В церковно-приходскую принимались учениками мальчики и девочки, а в земскую-только мальчики. На уроках проходили чтение по русскому языку автора Баранова, изучали арифметику Вишневского, походы Кутузова и других военных полководцев, стихотворения "Бородино", "Иван Сусанин". Много времени уделялось изучению истории Ветхого и Нового заветов. Евангелию на славянском языке, Псалтырю, Часослову. Географию изучали по глобусу. В школе был установлен порядок: прежде чем начать занятия, все ученики становились перед иконами и пели молитвы. После молитв исполняли гимн "Боже, царя храни". Дисциплина в школе была строгая. Учитель и священник могли и физически наказать провинившегося, поставить в угол на колени, а иным неслухам подсыпать под - коленки и горох. Я пошел учиться в земскую школу в 1903 году. Учительница у нас была Аполинария Александровна. На выпускной экзамен за 4 класс приехали сам земской начальник, благочинный, священник из Пестравки. Кроме того, присутствовали наш священник-дьякон Быстров и его помощник Осеев. Из 19 человек сдали экзамены только 7, в том числе я, И. Губанов, П. Овсянников, А Михайлов, С. Смагин, Н. Сиротинский, П. Щукин

5. ТРУДНЫЕ ГОДЫ

В 1891 году выпало засушливое лето. Не уродились ни хлеба, ни травы. Скот с осени стали кормить гнилой соломой, которую разрывали из земли. Раньше она закладывалась в канавы на гумнах, служивших своеобразной изгородью. Гумна оплетали также плетнями. В него в хорошие годы свозили с поля сено и солому. Здесь же сжатый хлеб молотили. Хозяин, у которого имелось несколько лошадей, гонял их по кругу, предварительно разложив снопы хлеба. Иные покупали специальные камни, отлитые на заводе. У них были ребра, как у шестеренки, между ними и промолачивали зерно А еще делали катки из дубового обреза толщиной 35-40 сантиметров. Набьют в этот каток рядов 6-8 железных скоб и через прицепную дугу цепляют за коляску с дышлом, впрягают 2 - 3 лошадей, и они молотят за день до 6 возов хлеба. А ночью, если есть ветерок, зерно отвеят от мякины и ссыпают в амбар. Из-за плохого корма в 1891 году много скотины пало, особенно в бедняцких хозяйствах. Многие потом попали в зависимость к кулакам. Второй такой неурожай случился в 1901 году. Мне к этому времени было 6 лет. Отец мой. Черемисов Никанор Семенович имел 1 лошадку и корову. Кроме меня, в семье было еще 3 брата. Жили, едва сводя концы с концами. И вот в этот голодный год у нас пала последняя лошадь. Отцу пришлось идти в найм к зажиточным крестьянам. Затем он нанялся пасти общественное стадо. Мы, все братья, были у него подпасками. Трудные были годы, а тут еще в 1899 году по селу прошлась холера. Она унесла в могилу более 500 человек. Я помню, как мы с матерью ходили больную тетку Ульяну навестить, жену Родиона Силаева. Она лежала в переднем углу на двух деревянных лавках, вся распухшая и металась от боли. На весь Пестравский участок в то время был один врач и фельдшер, так что особой помощи ждать было неоткуда.

6. РАЗМЕЖЕВАНИЕ

Когда население села Высокого достигло 5000 человек, то местная церковь уже не стала вмещать всех верующих, особенно в праздничные' дни Встал вопрос о ее расширении, что и было сделано в 1903 году.! Одновременно с расстройкой церкви сельская власть решила построить за счет средств общества большой хлебный магазнн-амбар на 600 центнеров зерна, как запасной фонд. В 1904 году грянула русско-японская война. Много мужиков было мобилизовано из села Высокого. А вскоре пришла и первая похоронка на Е. И. Летунова, Н. И. Кочергин был ранен. Зажиточные люди в большинстве своем смогли откупиться от мобилизации. Росли кулацкие хозяйства. Особенно поднялись они после закона, который издал министр земледелия Столыпин. По нему крестьяне могли выходить на отруба, то есть причитающуюся ему землю на его ревизские души взять отдельным участком. Зажиточные мужики сразу стали скупать у павших крестьян их наделы. Такие крепкие хозяйством мужики, как братья Егор и Алексей. Черниковы, С. Т. Кожевников, С. Ф. Лыков, Д. Л. Прокопов, братья Егор и Терентий Ермоловы скупили по 20-30 ревизских душ. Им нарезали на земельном участке в Осиновке до 7 десятин на каждую душу. Кроме того, они снимали в аренду землю помещиков Хохлачева, Никлюдина, Шнхобалова и Аржанова. Такие зажиточные хозяева как Черниковы и Кожевников имели по 200 десятин земли. В 1910 году каждому, из этих хозяйств выделили земельный участок, на котором все обрубщики построили хутора. Им также были выделены местные дачи под Пестравкой и на Осиновских угодьях. Хлебом засыпались они и залились коровьим маслом. Сами хозяева разъезжала на выездных жеребцах в рессорных тарантасах, пьянствовали, а на хуторах батраки бились на их хозяйствах.

7. "МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ"

Для меня империалистическая война 1914 года кончилась в декабре 1917 года. Я служил на Юго-Западном фронте в маршевой роте. Участвовал в походе через Карпатские горы, где были разбиты и откатились к границам Румынии и Австрии. С победой революции наша часть в числе других была демобилизована. Когда я вернулся, в Высоком уже была Советская власть. Во главе ревкома стоял большевик Иван Михайлович Шалимов. Человек он был неграмотный и вскоре его на этом месте сменил молодой большевик Сергей Холомидин-Карлов. Помню еще одного члена ревкома-Прокофия Лаврентьевича Овсянникова. Они и начали укреплять Советскую власть в селе. Всячески противились новой власти кулаки. Обычно они собирались на свои собрания в доме Филатова Максима Исаевича. Ждали белочехов и готовили им пышную встречу на своих хуторах. Составили списки большевиков и активистов Советской власти. Ревком тоже не дремал и проводил среди кулаков аресты. Первым был взят под стражу Кожевников, как один из самых ярых врагов новой власти. В июле 1918 года кулачество дождалось белых. Они их встречали в Высоком хлебом-солью. Начались облавы на актив Советской власти. Обошлось без жертв. Белочехи ограничились тем, что во всех хозяйствах активистов забрали скот, хлеб. Стояли они в Высоком два дня и ушли на Самару. В 1918 году по декрету о земле, подписанном В. И. Лениным, все отрубленные участки были зачислены в общий фонд и переданы крестьянам. Население Высокого составляло тогда 5800 живых душ и владело 22 тысячами десятин земли. Этого было мало и уездные власти выделили обществу еще 6 тысяч десятин сенокосных угодий на хуторе Левинском под Большой Глушицей. И люди зажили справно. Осенью 1918 года начался призыв в ряды РККА. Среди других высокинцев и мне выпала честь защищать молодую республику. В красных частях я находился с 1918 по 1921 годы.

8. ГОЛОД

В 1921 году выпало засушливое лето. Суховей сжег всю растительность. Хлеба на квадратном метре едва можно было насчитать 12 колосков. Дергали их с корнем руками и намолачивали по 3 пуда зерна с десятины. Надвигался голод. Малосемейные хозяйства забивали свои дома и уезжали на прокормление в Сибирь и Украину. Вокзалы были перегружены беженцами. На станции Иващенкова (ныне Чапаевская) скапливалось до нескольких тысяч людей. Из-за недоедания и плохих санитарных условий среди них вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Народ вымирал десятками в день. Не лучше обстояло дело в Высоком. Комитет бедноты ходатайствовал перед губернской властью об оказании помощи голодающим в селе Высоком, но помощи не дождался. Голодало все Поволжье В августе 1921 года американское общество помощи голодающим открыло в Высоком столовую для детей до 15-летнего возраста на 300 человек. В сентябре губсоюз открыл в селе еще одну столовую для детей. Это помогло спасти жизни многих ребятишек. Им выдавали по 100 граммов хлеба, варили ячменный суп, от американцев кроме этого приходило какао, искусственное молоко. Заведующим питательным пунктом от губсоюза был назначен Матвей Алексеевич Кремнев, а счетоводом по питательному пункту и по совместительству секретарем комитета бедноты работал я. Мне выдавали натуроплатой 200 граммов хлеба и литр супа. Но самое страшное было впереди, наступила зима 1921-1922 года. Люди ходили опухшие от голода. В ход пошли домашние животные. Были отдельные случаи, когда люди ели мертвечину. Федюнин и жена Алехи Красного от этого и умерли сами. На варку шли овчины, гужи из хомутов, ремни. По данным регистрации в отделе загса в Высоком ежедневно умирало 20-25 человек. В итоге за зиму умерло более 2000 человек. В апреле смертность снизилась. Населению стали выдавать по 20 фунтов (8 килограммов) зерна кукурузы на душу вплоть до нового урожая. Для весеннего сева государством 'было выделено крестьянам по пуду зерна. Председатель волостного исполкома Гаврила Михайлович Розов, несмотря на все просьбы ходоков больше выделить не мог. Урожай летом 1922 года удался. Я засевал 10 сажен и намолотил цепом 35 пудов пшеницы. Вышли с хлебом в зиму и другие дворы. Голод отступил.

9. ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

После голодовки большая часть населения села Высокого . осталась без скота и лошадей. Государство предоставило кредит крестьянам на приобретение тягловой силы. Кто не смог купить лошадей, покупал корову, объединялся с другими дворами и вместе пахали на коровах зябь. Год от года крепли крестьянские хозяйства. В 1927 году крестьяне завалили хлебом кооперацию и кредитное товарищество. Крестьяне Высокого гурьбой ходили за председателем многолавки П. Л. Овсянниковым с пробой хлеба в мешочках и просили его принять хлеб в госзакупку. В годы НЭПа, по 1929 гид включительно, когда было разрешено крестьянину сеять хлеба столько, сколько он сможет убрать, разводить неограниченное количество скота, сельское хозяйство переживало свои лучшие времена. В 1932, году была произведена государственная денежная реформа. Все госзнаки, существовавшие до этого, были изъяты из обращения и заменены твердым рублем. Выпущена была и разменная медная и чистосеребряная монета. Деньги новые стали дороже. В 1922 году я работал в волисполкоме села Высокого и получал месячную зарплату в 4800 рублей. Тогда счет денег производили на миллиарды. После денежной реформы мне, как делопроизводителю сельского Совета, уже платили 17 рублей в месяц. В марте 1923 года произвели слияние волостей- наш ВИК был ликвидирован и в селе Высоком остался сельский Совет, а я стал его секретарем. Чтобы наглядно объяснить, что можно было купить на мою зарплату, приведу несколько примеров. Суконное пальто стоило 11 рублей, 4 пуда пшеницы-3 рубля, задок баранины-3 рубля, сахар стоил 14 копеек фунт (35 копеек за килограмм), аршин сатина - 20 копеек. В эти годы процветала частная торговля, проводились богатые ярмарки. Но вот грянул гром. В августе 1929 года в Высокое прибыл из города уполномоченный от обкома партии тов. Горюхин. На площади возле школы собрали общее собрание граждан села. Вопрос был один: о коллективизации. До этого, начиная с 1926 года, в Высоком действовали кооперативные артели и ТОЗы. И вот уполномоченный тов. Горюхин стал расхваливать жизнь в колхозах. Крестьяне, мол, будут работать легко, придут им в помощь трактора и комбайны. Колхозникам нечего будет делать, они сядут на завалинки и будут поигрывать, в гармонь. На общем собрании граждан села Высокого вступить в колхоз вызвались 25 человек. Это были большевики, депутаты сельского Совета, активисты села. Вот имена первых колхозников: я, В. А. Клепиков, А. Т. Александров, К. Е. Парафин, В. И. Добриков, И. Ф. Ушаков, Т. Г. Трубицин, Н. В. Замотаев, К. Н. Павлов, С. Г. Звягинцев и другие. Общее собрание граждан села вынесло решение повести широкую массовую разъяснительную работу по вовлечению крестьян в члены колхоза на основе добровольности. Местные партработники и актив села возглавили эту кампанию, и к новому 1930 году чуть не поголовно вписали в колхозные списки жителей села. А когда коснулось дело вести со своего двора лошадей и скотину на общий двор, получилось волнение. Дрова в огонь подкидывали еще и кулаки. До тов. Сталина дошли такие сведения о перекосе в организации колхозов, и он написал статью "Головокружение от успехов". После ее выхода произошел большой отток крестьян из колхоза. В нем остались только те, кому нечего было брать из колхоза и в него сдавать. . Летом 1930 -года из-за малочисленности колхозников пришлось на уборку принимать работников со стороны. Вместе с тем усилились разъяснительная работа среди крестьян и давление на кулаков. Они облагались большими налогами, до них доводились твердые задания по сдаче излишков хлеба. К тем, кто противился, применяли статью 61 У К, как к злостным саботажникам. Описывалось их имущество, и они высылались из области сроком на 10 лет, без права проживать в другой области не ближе чем на 100 километров от ее центра. К осени 1930 года началась новая камлания по вовлечению крестьян в колхозы. И как они не хитрили, не переводили окот, прежде чем вступить в колхоз, многие скоро оказались в нем. Зимой 1931 года в кколхозе уже находилось 380 хозяйств. Было организовано 5 полеводческих бригад и одна хозяйственная: План посева на колхоз был доведен большой- 8 тысяч гектаров. Зяби было не более 1000 гектаров. Техники было мало, пахали на лошадях и коровах. Весновспашка затянулась до Троицы, когда трава выросла в колено. Урожай не удался. Колхозники получили на трудодень по 150 граммов хлеба. Началось изыскание средств на пропитание. Кто выбирал колос подсвекольника, "то в лимане набирал из воды мученики (из пачек чакана)- все это сущили, толкли и подмешивали в муку. Осенью 1931 года колхозники подготовили пашню под зиму на 60 процентов. В зиму колхоз выделил 200 подвод и послал колхозников на заработки в Кузнецк на вывозку леса. Задумывалось, что люди там прокормятся и прокормят лошадей. Но случилось несчастье. Лошади заболели менингитом и из 200 голов вернулось только 32. Отдельные колхозники, у кого были большие семьи, такие как у Т. Е. Селютина, А. Т. Костомарова, М. В. Гладкова, М. П. Кривенцева и ряда других, отпросились в колхозе во временное отходничество и по вербовке уехали в Орск и другие стройки.

10. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КОЛХОЗОВ

Урожай в 1932 году был неважный. В целях недопуска потерь зерна на лобогрейках, были сделаны зерноуловители. Они себя особо не оправдали. Зато появился для мужиков соблазн брать из них зерно для собственных нужд. Многие на этом попались. Народный суд давал сперва по 2-3 года лишения свободы, а потом вышел дополнительный закон, по которому за 2-3 килограмма украденного хлеба давали до 10 лет. На трудодень в 1932 году выдавали хлеба по 200 граммов. Жить опять было трудно. Выходы из колхоза продолжались. Уехали П. Г. Драчев, И. С. Замотаев, Е.. С. Филатова, Н. П. Мозжелов, И. И. Зубков, Т. В. Кобзев. В этот год в колхоз "Заветы 'Ильича" поступило 3 трактора. Пашни под зиму вспахали много -70 процентов к плану. Но весной сверху пришел приказ: немедленно начинать сев, хотя земля была сырой. В результате много зерна затоптали в грязь. Урожай в 1933 году был еще хуже, чем в предыдущие рода. И опять много жителей покинуло родное село. Ну, а те люди кто остались в своем селе на своей родной земле, продолжали трудиться. Дети бегали в школу она была все еще начальной, т.е. 4 класса, а дальше дети ходили учиться в с. Пестравка 10 километров от Высокого. Председателем колхоза в то время был Г.А. Лемонов, а парторгом - Веретенников.

В 1934-1936 года урожай уродился средний. Но это уже позволило колхозу встать на ноги, улучшить жизнь крестьян. Осенью 1936 года Пестравская МТС прислала в колхоз тракторы ЧТЗ. План зяби на новый сезон был выполнен на 90 процентов. А летом было получено пшеницы по 13 центнеров с гектара. Это позволило колхозу полностью рассчитаться с государством. Колхозники на трудодень получили по 8, 2 килограмма хлеба. Люди впервые за 8 лет колхозной жизни получили возможность не только наесться досыта, но я оставить себе запас, одеться и обуться. Но что самое важное- так это одеть своих детей и отправить их в школу. В Высоком все еще была начальная школа, но и ее не у всех детей была возможность посещать. Заведующим школы был Винидикт Ильич Будько, он же учитель истории, Учителем русского языка была Четвергова Мария Александровна. 1938-1940 годы были неплохие по урожаю. Но колхоз раздулся. В нем работало 335 мужиков, объединенных в 6 бригад. Их большое количество и разбросанность по полям затрудняли руководство полевыми, работами. Встал вопрос о разделении колхоза. Пол села осталось в старом колхозе, а другая половина отошла к новому хозяйству, которое назвали "Путь Ленина", где председателем был избран В. В. Кузнецов. В нашем селе шла великая созидательная работа, высокинцы самоотверженно работали на ферме и в поле стремились улучшить условия жизни, но наступил 1941 год.

11 ЖИЗНЬ ВЫСОКИНЦЕВ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В Европе уже полыхала война. В нашей же стране строго-настрого запрещалось говорить о надвигающейся беде, но ...

... В сорок первом памятном году 
Из гнезда фашистского Берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась фашистская лавина

Почти все мужское население села 270 человек ушло на фронт. Остались старики женщины и дети. Это на их плечи лег тяжелый крестьянский труд. Это о наших высокинских женщинах можно сказать <коня на скаку остановит, в горящую избу войдет>. Многие девушки и женщины сели на тракторы, всего-то 15 лет исполнилось Полянчиковой Нине, когда она вывела в поле свой трактор СТ-3 ХТЗ, немногим больше было красавице Черниковой Наталье. Первой певуньи на селе. Не только приходилось им работать в поле и на ферме, заготавливать корма для скота, дров, воспитание детей - все легло на хрупкие женские плечи. По вечерам , собирались у кого-то из подруг пели песни, чтобы как-то забыться от бесконечной тревоги за мужей, отцов, братьев. И под звуки песен вязали варежки, носки, шили кисеты бойцам на фронт. И писали письма. Полные любви, нежности, бодрые: все у нас хорошо, берегите себя. Но и это еще не все. Нужно было сдавать налог продуктами: мясо, молоко, яйца, шерсть. Председателем совета в то время был Галактионов Иван Ларионович, секретарем Гусев, а курьером с 1941 года начала работать Гревцева Полина. В грязь, в дождь, в снег и пургу обходила она дом за домом, чтобы люди несли налог. Днем и ночью Полина должна была находиться в здании сельского совета, чтобы в любой момент ее могли послать с поручением.

1418 дней и ночей шла напряженная работа в колхозе, высокинцы наряду со всем советским народом своим напряженным трудом приближали победу.

Не стыдно было высокинцам за своих односельчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Иван Иванович Курлов, человек самой гуманной профессии - учитель, стал артиллеристом-наводчиком в орудий ном расчете. Воин был представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени, но получить эту награду он не успел 4 марта 1943 года он пал смертью героя в бою.

Трагична судьба и двадцатилетнего Алексея Щукина. В армию призвали юношу в ходе войны. 9 января 1942 года отправили в разведку и не вернулся.

Не менее трагична судьба бывшего тракториста села Алексея Полянчикова. Он был схвачен фашистами во время выполнения операции. Его допрашивали, применяли самые изощренные приемы пыток, отрубили пальцы, позже Алексей Васильевич Полянчиков был казнен.

Невозможно описать подвиги наших земляков на фронтах Великой Отечественной, под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Ленинградском фронте: Алексей Нагаев, Иван Черников, Алексей Кажарин, братья Иван и Николай Косыгины, М Давыдкин. В Сидорин. Н Паршин, А Бальзанников и многие-многие наши односельчане. И наши женщины, дети, старики вместе с председателем колхоза Щегловым Григорием Сергеевичем оплакивали погибших односельчан, вместе легче переносится горе. Да и горевать-то особенно было некогда, непосильная работа отнимала много сил.

Жди меня, и я вернусь
Только очень жди ...
Жди меня и я вернусь
Всем смертям назло ...

И вот пришел он май 1945 года. Год нашей победы.

Да, вас осталось
Совсем немного
Кто в 45-м
Автоматы отложив,
Сказал устало:
Слава Богу,
Войне конец
И я остался жив.

Теперь домой к семье в свое село, Обнять жену, родную мать, детишек ...

12 ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Отгремели залпы салюта, высокинцы, как и весь советский народ, возвращались к мирной жизни. И хотя на нашей территории не разорвалась ни одна бомба, мина, послевоенный период был очень тяжелым. Не было трактаров, машин, а нужно было засевать зерновыми культурами больше земельных угодий, чем во время войны, по технической оснащенности сельское хозяйство было отброшено на уровень 30-х годов. В этот тяжелый послевоенный период жизни председателем сельского совета был Бритиков Никита Александрович, а председателем колхоза Поздняков Егор Исаевич. На телегах запрягали быков и везли зерно к комбайнам, сваливали в кучи и опять ехали на склад за зерном. На смену Позднякову Егору Исаевичу пришел Бритиков Никита Александрович, до этого работавший председателем сельского совета. Но председателем колхоза он был недолго, в 1953 году его сменил Гусаров Дмитрий Семенович. Жизнь